Роскомнадзор намерен в ближайшее время запустить меры принуждения к компаниям по закону о «приземлении»
Роскомнадзор скоро начнет применять меры
принуждения к IT-компаниям в рамках закона о «приземлении», сообщил замглавы РКН
Вадим Субботин.
«В ближайшее время Роскомнадзор запустит процедуру принятия мер понуждения,
которая предусмотрена законом», — сказал Субботин в среду на расширенном
заседании комитета Госдумы по информполитике на тему реализации закона о
«приземлении» иностранных IT-компаний.
Он уточнил, что в первую очередь меры принуждения затронут рекламную
деятельность.
«Речь идет, в первую очередь, об экономических мерах. Это запрет рекламы в
отношении тех компаний, которые не начали выполнение закона о «приземлении», —
сказал он.
Субботин напомнил, что пока не выполнили полностью требования закона
компании Discord, Pinterest, Google, Telegram, Meta и Twitch.
Первой компанией из представленного ранее РКН перечня, исполнившей три
первичных требования закона о «приземлении», стала ирландская Apple Distribution
International Ltd. По данным ведомства, ей осталось установить на своих ресурсах
счетчик учёта аудитории.
Вслед за ней компания Spotify AB открыла в России свое представительство,
создала личный кабинет на сайте РКН, а также разместила на своих ресурсах
электронные формы для обращения российских пользователей и компаний.
Компании Likee и TikTok в рамках закона о «приземлении» ранее разместили
личные кабинеты на сайте РКН и электронные формы для обращения пользователей на
своих ресурсах. Компания Viber, согласно данным на сайте РКН, пока разместила
только формы для обращений, а Twitter (SPB: TWTR) — открыла личный кабинет.
В пресс-службе Likee «Интерфаксу» сообщали, что начали выполнять требования
закона о «приземлении» и заканчивают процедуры, связанные с открытием офиса в
России. В пресс-службе Viber агентству ответили, что открыли представительство в
РФ, но РКН это пока не подтвердил.
Президент РФ Владимир Путин 1 июля прошлого года подписал закон,
обязывающий крупные зарубежные IT-компании с ежедневной аудиторией в РФ от 500
тыс. человек до 1 января 2022 года создать в России полноценные
представительства (филиалы), зарегистрировать личный кабинет на сайте РКН и
разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с гражданами
или организациями.
Кроме того, компании должны установить на своих информационных ресурсах
рекомендованный счетчик посещаемости (их перечень размещен на сайте РКН), а
также ограничивать доступ к информации, которая нарушает российское
законодательство.
В случае неисполнения требований закона РКН может применить к нарушителю
одну или сразу несколько мер: информирование пользователей через поисковики о
нарушении им закона, запрет на распространение рекламы этой компании, запрет на
размещение рекламы на ресурсе этой компании, ограничение осуществления денежных
переводов и приема платежей, запрет на поисковую выдачу, запрет на сбор и
трансграничную передачу персональных данных, частичная или полная блокировка
ресурса в рунете.
В ноябре Роскомнадзор внес первые 13 компаний в соответствующий перечень. В
него попали Google LLC, Apple Distribution International Ltd., Meta Platforms
(SPB: FB), Inc, а также Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Viber, Spotify, Likeme
Pte. ltd (Likee), Discord, Pinterest, Twitch.